Аннотация.
Статья посвящена вопросам разработки базовых принципов и критериев подключения научных организаций и образовательных организаций высшего образования Российской Федерации к Национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения (НИКС), созданной в результате интеграции отраслевых сетей RUNNet и RASNet. Приведены общие сведения и некоторые статистические данные о текущей пользовательской базе НИКС. Обсуждаемые критерии и используемые при их формировании показатели учитывают действующие и находящиеся на стадии утверждения документы стратегического планирования сферы науки, образования и цифрового развития, согласованы с актуальными методиками и результатами оценки деятельности организаций. Критерии приняты во внимание при разработке Концепции и Дорожной карты функционирования и развития НИКС на 2021-2024 годы, где, в частности, определены основные запланированные к реализации направления работ и соответствующие мероприятия, географическое расположение создаваемых магистральных и региональных узлов сети, перспективные подходы к обеспечению опережающего развития инфраструктурно-сервисной платформы сети. Ключевые слова: национальная исследовательская компьютерная сеть нового поколения, НИКС, национальная научно-образовательная сеть, NREN, пользовательская база, критерии подключения, ведущие научные и образовательные организации, суперкомпьютерные центры.
Стр. 22-33.
DOI 10.14357/20718632210203 Литература
1. Allocchio C., Balint L., Berkhout V., Bersee J., Izhvanov Y. et al. A History of international research networking: the people who made it happen. N.Y.: Wiley-VCH, 2010. 317 p. 2. Lehtisalo K. The History of NORDUnet: Twenty-five years of networking cooperation in the Nordic countries (2005). http://www.nordu.net/history/book.html. 3. GÉANT: The Case for NRENs. A repository of resources to support funding, advocacy and the advancement of national and regional R&E networks. https://www.casefornrens.org. 4. Абрамов А.Г., Евсеев А.В. Сеть RUNNet: навстречу современным вызовам сферы телекоммуникаций в науке и образовании // Информатизация образования и науки. 2017. №1(33). С. 100-115. 5. Ижванов Ю.Л. Научно-образовательные компьютерные сети. Прошлое, настоящее и тенденции развития // Образовательные ресурсы и технологии. 2017. №2. С. 17-25. 6. Абрамов А.Г., Евсеев А.В. RUNNet как национальная научно-образовательная сеть России: цели, основные задачи, телекоммуникационная инфраструктура и сервисы // Информатизация образования и науки. 2018. №4(40). С. 3-15. 7. Abramov A.G., Evseev A.V. RUNNet: infrastructural and service basis of the national research and education network of the Russian Federation // Proc. VIII Int. Conf. "Distributed Computing and Grid-technologies in Science and Education" (GRID 2018), Dubna, September 10–14, 2018. P. 52-57. 8. Абрамов А.Г., Евсеев А.В. Концептуальные аспекты создания в Российской Федерации национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения // Информационные технологии. 2019. Т. 25. №12. С. 724-733. 9. Абрамов А.Г., Гончар А.А., Евсеев А.В., Шабанов Б.М. Национальная исследовательская компьютерная сеть нового поколения: текущее состояние и концепция развития // Информационные технологии. 2021. Т. 27. №3. С. 115-124. 10. Лобанов В.С., Иванников А.Д., Богатырь Б.Н. Концепция информатизации высшего образования России // Высшее образование в России. 1994. №1. С. 30-52. 11. Васенин В.А. Российские академические сети и Internet (Состояние, проблемы, решения). М.: РЭФИА. 1997. 173 с. 12. Иванников А., Кривошеев А., Куракин Д. Развитие сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации // Высшее образование в России. 1995. №2. С. 87-93. 13. Кулагин М.В., Серебряков В.А. Информационное пространство РАН (Проекты и реализация, 1998-2013) // Научный сервис в сети Интернет: труды XVIII Всероссийской научной конференции (19-24 сентября 2016 г., г. Новороссийск). М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2016. С. 194-222. 14. Концепция функционирования и развития Национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения на 2021-2024 гг. - М.: Минобрнауки России, 2021. 45 с. 15. Абрамов А.Г., Евсеев А.В. Мониторинг активности пользователей научно-образовательной сети России RUNNet в межсетевом взаимодействии: методики, инструментарий, результаты // Информатизация образования и науки. 2018. №3(39). С. 34-49. 16. Abramov A.G. Collection, analysis and interactive visualization of NetFlow data: experience with big data on the base of the National Research Computer Network of Russia // Lobachevskii Journal of Mathematics. 2020. Vol. 41. No. 12. P. 2525-2534. 17. Абрамов А.Г. Сервисная платформа национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения в контексте перспектив развития // Информатизация образования и науки. 2020. №4(48). С. 47–65. 18. Овсянников А.П., Савин Г.И., Шабанов Б.М. Удостоверяющие федерации научно-образовательных сетей // Программные продукты и системы. 2012. №4. С. 3-7. 19. Абрамов А.Г., Васильев И.В., Порхачёв В.А. Развитие инфраструктуры аутентификации и авторизации для удостоверяющей федерации в рамках проектов eduGAIN и eduroam на базе сети RUNNet // ИТНОУ: Информационные технологии в науке, образовании и управлении. 2017. №4. С. 56-64. 20. Абрамов А.Г., Васильев И.В., Порхачёв В.А. Принципы функционирования и управления удостоверяющей федерацией RUNNetAAI в рамках интерфедеративного взаимодействия с проектом eduGAIN // Информатизация образования и науки. 2019. №2(42). С. 40-47. 21. Абрамов А.Г., Васильев И.В., Морин Ю.Н., Овсянников А.П., Порхачёв В.А. Вопросы совершенствования российского сегмента сервиса роуминга в беспроводных сетях eduroam в условиях интеграции научно-образовательных сетей RUNNet и RASNet // Труды научно-исследовательского института системных исследований РАН. 2019. Т. 9. №6. С. 67-76. 22. Абрамов А.Г. Облачные технологии на основе открытых программных решений в университетской сети RUNNet: опыт развертывания и эксплуатации // Информатизация образования и науки. 2016. №1(29). С. 106-117. 23. Савин Г.И., Шабанов Б.М., Баранов А.В., Гончар А.А., Овсянников А.П. Об использовании федеральной научной телекоммуникационной инфраструктуры для суперкомпьютерных вычислений // Вестник Южно-Уральского гос. университета. Серия: Вычислительная математика и информатика. 2020. №1. С. 20-35. 24. Аржанова И.В. и др. Модельная методология многомерного ранжирования российских вузов // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. Т. 8. №1. С. 8-30. 25. Проничкин С.В., Тихонов И.П. Разработка системы критериев и методических подходов к экспертной оценке эффективности деятельности научных организаций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. Т. 9. №37(226). С. 13-18. 26. Белова Н.А. Методика оценки научного потенциала региона // Региональная экономика (51) УЭкС, 3/2013. http://uecs.ru/logistika/item/2047-2013-03- 27. Нестеренко Т.В., Гущина Ю.И., Рекеда В.В. Научный потенциал как фактор развития инновационной среды региона // Фундаментальные исследования. 2014. №6-5. С. 997-1000. 28. Аверченков В.И., Кожухар В.М., Сазонова А.С. Оценка научного потенциала региона // Вестник Брянского государственного технического университета. 2009. №2 (22). С. 123-127. 29. Задумкин К.А., Кондаков И.А. Методика сравнительной оценки научно-технического потенциала региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2010. №4 (12). С. 86-100.
|