СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ И АНАЛИЗ ДАННЫХ
МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ИЗОБРАЖЕНИЙ
КВАНТОВАЯ ИНФОРМАТИКА
А.А. Чигрина, О.С. Волков, К.А. Багратиони, А.Г. Прилипко "Организационная детерминация групповой осознанности членов команд IT проектов"
ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
А.А. Чигрина, О.С. Волков, К.А. Багратиони, А.Г. Прилипко "Организационная детерминация групповой осознанности членов команд IT проектов"

Аннотация.

Авторами обосновывается актуальность изучения феномена групповой осознанности через призму организационно-психологических характеристик. В статье определяется выраженность влияния организационно-психологических факторов на когнитивные процессы групповой осознанности команд специалистов посредством проведения исследования на двух выборках: итальянской (N=61 (48%); распределение по полу: 16% женщин, 84% мужчин; возраст: M=34,5; SD=4,59) и российской (N=65 (52%); распределение по полу: 27% женщин, 73% мужчин; возраст: M=35,5; SD=5,03). Множественная линейная регрессия показала: одинаковый набор организационно-психологических характеристик может оказывать различное по силе влияние на когнитивные процессы групповой осознанности сотрудников в зависимости от их культурной принадлежности. Дополнительно были выявлены основания предполагать зависимость качества продукта проекта от уровня групповой осознанности посредством проведения контент-анализа 10 интервью (4 руководителя и 6 сотрудников; распределение по полу: 50% мужчин и 50% женщин; стаж работы: M=5,2; SD=3,7).

Ключевые слова:

групповая осознанность, организационно-психологические факторы, управление проектами, высоконадежные организации, высшие психические функции, информационные технологии, социальная психология.

Стр. 62-74.

DOI 10.14357/20718632190207

Полная версия статьи в формате pdf. 

Литература

1. Maylor H. Beyond the Gantt chart: Project management moving on // European Management Journal. 2001. Vol. 19. № 3. P. 92–100. doi: 10.1016/S0263–2373(00)00074–8.
2. Atkinson R. Project management: Cost, time and quality, two best guesses and a phenomenon, its time to accept other success criteria // International Journal of Project Management. 1999. Vol. 17. № 6. P. 337–342. doi: 10.1016/S0263–7863(98)00069–6
3. Turner J., Mueller R. On the nature of the project as a temporary organization // International Journal of Project Management. 2003. Vol. 21. № 1. P. 1–8. doi: 10.1016/S0263–7863(02)00020–0.
4. Sullivan J., Beach R. Improving project outcomes through operational reliability: A conceptual model // International journal of project management. 2009. Vol. 27. № 8. P. 765–775. doi: 10.1016/j.ijproman.2009.02.006.
5. Weick K., Sutcliffe K., Obstfeld D. Organizing for High Reliability: Processes of Collective Mindfulness // Research in Organizational Behavior. 1999. Vol. 3. № 1. P. 81–123.
6. Saunders F., Gale A., Sherry A. Responding to project uncertainty: Evidence for high reliability practices in large–scale safety–critical projects // International Journal of Project Management. 2016. Vol. 34. № 7. P. 1252–1265. doi: 10.1016/j.ijproman.2016.06.008.
7. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK). 5-е изд.: М.: Олимп–Бизнес, 2018. 588 с.
8. Weick K., Sutcliffe K. Managing the Unexpected: Assuring High Performance in an Age of Complexity / San Francisco: Jossey–Bass, 2001. 224 p.
9. Breuer, H. Gebauer. A. Mindfulness for innovation. Future scenarios and high reliability organizing preparing for unforeseeable. // SKM Conference for Competence–based Strategic Management, Linz, Austria. 2011. P. 1–27.
10. Valorinta M. Information technology and mindfulness in organizations // Industrial and Corporate Change. 2009. Vol. 18. № 5. P. 963–997. doi: 10.1093/icc/dtp027.
11. Vogus T., Welbourne T. Structuring for High Reliability: HR Practices and Mindful Processes in Reliability–Seeking Organizations // Journal of Organizational Behavior. 2003. Vol. 24. № 7. P. 877–903. doi: 10.1002/job.221.
12. Suh B., Han I. The IS risk analysis based on a business model // Information & Management. 2003. Vol. 41. № 2. P. 149–158. doi: 10.1016/S0378–7206(03)00044–2.
13. Багратиони К.А., Прилипко А.Г. Учет фактора групповой осознанности в системах управления бизнес–процессами предприятий // Информационные технологии и вычислительные системы. 2017. № 3. С. 92–103.
14. Denyer D. et al. Exploring reliability in information systems programmes // International Journal of Project Management. 2011. Vol. 29. № 4. P. 442–454. doi: 10.1016/j.ijproman.2011.02.002.
15. Levinthal D., Rerup C. Crossing an apparent chasm: Bridging mindful and less–mindful perspectives on organizational learning // Organization science. 2006. Vol. 17. №. 4. P. 502–513. doi: 10.1287/orsc.1060.0197.
16. Leroy H., et al. Mindfulness, authentic functioning, and work engagement: A growth modeling approach // Journal of Vocational Behavior. 2013. Vol. 82. № 3. P. 238–247. doi: 10.1016/j.jvb.2013.01.012.
17. May D.R., Gilson R.L., Harter L.M. The psychological conditions of meaningfulness, safety and availability and the engagement of the human spirit at work // Journal of occupational and organizational psychology. 2004. Vol 77. № 1. P. 11–37. doi: 10.1348/096317904322915892.
18. Dane E., Brummel B.J. Examining workplace mindfulness and its relations to job performance and turnover intention  // Human Relations. 2014. Vol. 67. № 1. P. 105–128. doi: 10.1177/0018726713487753.
19. Багратиони К.А. Социально–психологическая обусловленность групповой осознанности в организациях // Организационная психология. 2017. Т. 7. №. 3. C. 8–36.
20. Langer, E. J. Mindfulness. Reading, MA, US: Addison-Wesley/Addison Wesley Longman, 1989.
21. Ndubisi O.N. Mindfulness, reliability, pre-emptive conflict handling, customer orientation and outcomes in Malaysia's healthcare sector // Journal of Business Research. 2012. Vol. 65. № 4. P. 537–546. doi: 10.1016/j.jbusres.2011.02.019.
22. Wilson D., Talsma A., Martyn K. Mindful staffing: a qualitative description of charge nurses' decision–making behaviors // Western Journal of Nursing Research. 2011. Vol. 33. № 6. P. 805–824. doi: 10.1177/0193945910396519.
23. Hales, D. N. et al. The cost of mindfulness: A case study // Journal of Business Research. 2012. Vol. 65. № 4. P. 570–578. doi: 10.1016/j.jbusres.2011.02.023.
24. Ray, J.L., Baker, L.T., Plowman, D.A. Organizational mindfulness in business schools // Academy of Management Learning & Education. 2011. Vol. 10. № 2. P. 188–203. doi: 10.5465/amle.10.2.zqr188.
25. Carlo J., Lyytinen K., Boland R. Dialectics of Collective Minding: Contradictory Appropriations of Information Technology in a High–Risk Project // MIS Quarterly. 2012. Vol. 36. № 4. P. 1081–1108. doi: 10.2307/41703499.
26. ISO 9001: 2015 Quality management systems / European Committee for Standardization, Brussels. 2015.
27. Ndubisi O.N. Mindfulness, quality and reliability in small and large firms // International Journal of Quality & Reliability Management. 2012. Vol. 29. № 6. P. 600–606. doi: 10.1108/02656711211245683.
28. Itabashi–Campbell R., Gluesing J., Perelli S. Mindfulness and product failure management: an engineering epistemology // International Journal of Quality & Reliability Management. 2012. Vol. 29. №. 6. P. 642–665. doi: 10.1108/02656711211245647.
29. Ferres N. Travaglione, A. The Development and Validation of the Workplace Trust Survey (WTS): Combining Qualitative and Quantitative Methodologies. Paper to be Presented at APROS, Mexico 2003 Emotions, Attitudes and Culture Stream. 2003. P. 1–22.
30. Petitta L., Jiang L., Palange M. The differential mediating roles of task, relations, and emotions collective efficacy on the link between dominance and performance: A multilevel study in sport teams // Group Dynamics: Theory, Research, and Practice. 2015. Vol. 19. № 3. P. 181–199. doi: 10.1037/gdn0000031.
31. Robert C., Wasti S.A. Organizational individualism and collectivism: Theoretical development and an empirical test of a measure // Journal of Management. 2002. Vol. 28. № 4. P. 544–566. doi: 10.1177/014920630202800404.
32. Wännström I. et al. Psychometric properties of scales in the General Nordic Questionnaire for Psychological and Social Factors at Work (QPS Nordic): Confirmatory factor analysis and prediction of certified long‐term sickness absence // Scandinavian journal of psychology. 2009. Vol. 50. № 3. P. 231–244. doi: 10.1111/j.1467–9450.2008.00697.x.
33. Lewis R.D., Gates M. When Cultures Collide. Leading Across Cultures / London: Nicholas Brealey International, 2005. 625 p.
34. Журавлева Н. А. Ценностные ориентации управленческого персонала: типологический анализ // Наука и мир. 2014. № 7 (11). С. 105–108.
35. Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект-Пресс, 1997. 448 с.
36. Русалинова А.А. Изучение социально-психологического климата в первичных производственных коллективах // Социально-психологический климат. Теория и методы изучения. М.: Наука, 1979. С. 409–421.
37. Грачев А.А. Представление об идеальном работнике в организационной культуре российского предприятия // Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / Отв. ред.: Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский. М.: Институт психологии РАН, 2015. С. 554–565.
38. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 c.
39. Иванов М. В., Багратиони К. А. Восприятие пространства как высшая психическая функция (этнокультуральный аспект) // Московский международный кон-гресс, посвященный 110-летию со дня рождения А.Р. Лурия. Тезисы сообщений. / Отв. ред.: Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе. М.: Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. С. 62–62.
40. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 450 с.

2021 / 03
2021 / 02
2021 / 01
2020 / 04

© ФИЦ ИУ РАН 2008-2018. Создание сайта "РосИнтернет технологии".