Аннотация.
В статье рассматриваются этапы исследований взаимодействия человека и компьютера, исследуются особенности системы «человек-цифровая среда», анализируются результаты экспериментального исследования включения ИКТ в жизнедеятельность человека в условиях отсутствия ограничения ресурсов и конкуренции с другими формами активности, обосновывается необходимость выделения психологии ИКТ в самостоятельных раздел психологии, дано определение и сформулированы задачи исследования онтокибергенеза.
Ключевые слова:
взаимодействие человек и компьютер, система «человек-цифровая» среда, психология ИКТ, онтокибергенез.
Стр. 96-110.
DOI 10.14357/20718632200409 Литература
1. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире// Социальная психология и общество. 2018. Т.9. №3. С.71-80. 2. Файола Э., Войскуновский А.Е., Богачева Н.В. Человек дополненный: становление киберсознания //Вопросы философии. 2016. № 3. С. 147-162. 3. Зинченко Ю.П. Методологические проблемы фундаментальных и прикладных психологических исследований //Национальный психологический журнал. 2011. №1(15). С.42-49. 4. Кузнецова О.В., Скрыльникова Н.И. Компаративный анализ направлений исследований в области киберпсихологии в России и за рубежом// Современная зарубежная психология 2017. Том 6. № 4. С. 66—76. 5. Плешаков В.А. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI в. и проблемы образования// Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2014. Вып. 4 (35). С. 9-22 6. Корнилова М.В. Компьютерные и Интернет технологии в жизни пожилых людей: возможности и риски// Власть 2018. №16. С.62-69 7. Golbeck J., Robles C., Edmondson M., Turner K. Predicting personality from Twitter. 2011. IEEE International on Social Computing. Pp.149-156 8. Kosinski M., Natz S.M., Gosling S.D., Popov V., Stilwell D. Facebook as a Research Tool for the Social Sciences: Opportunites, Challenges, Ethical, Considerations // American Psychologist. 2015. Vol.7I.6. Pp. 543 -556. 9. Войскунский А.Е. Перспективы становления психологии Интернета. Психологический журнал, 2013.Т. 34. № 3. С. 110–118 10. Смирнов, А. В., Левашова, Т. В., & Пономарев, А. В. Поддержка принятия решений на основе человеко-машинного коллективного интеллекта: современное состояние и концептуальная модель// Информационно-управляющие системы. 2020. №2. С.60-70. https://doi.org/10.31799/1684-8853-2020-2-60-70 11. Бочавер А.А., Докука С.В., Новикова М.А. и др. Благополучие детей в цифровую эпоху: докл. К XX Апр. Междунар. науч. конф. По проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 ; Нац. ис-след. ун-т «Высшая школа экономики». — М: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2019. — 34 с. 12. Выготский Л. С., Развитие высших психических функций. М., Изд-во Академии пед.наук, 1960, 488 с. 13. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л: Изд-во Лен. Университет, 1984- 176 с. 14. Барабанщиков В.А. Принцип системности в психологии. // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 1 М., Институт психологии РАН, 2012, с. 17- 26. 15. Абрамов М.Г. Человек и компьютер: от Homo Faber к Homo Informaticus // Человек. 2000. № 4. С. 127-134 16. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация// Как я понимаю философию. М., 1992. С.107 -121. 17. Зинченко Ю.П., Меньшикова Г.Я., Баяковский Ю.М., Черноризов А.М., Войскуновский А.Е. Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы.// Национальный психологический журнал – 2010. - №1(3) – С.54-62. 18. Reinsel D., Gantz J., Rydning J. April 2017 The Data Age 2025: The Evolution of Data to Life – Critical (IDC) An IDC White Paper, Sponsored by Seagate. https://www.import.io/wp-content/uploads/2017/04/Seagate-WP-DataAge2025-March-2017.pdf/ 19. Grossman D. On killing: The Psychological Cost of Learning to Kill in War and Society. N.Y., Back Bay Books/Little, Brawn and Company, 2009 20. . Gottschalk F. Impacts of technology use on children: Exploring literature on the brain, cognition and well-being. OECD Education Working Paper No. 195/ 31 January 2019. 21. Sparrow B., Liu J., Wegner D.M. Google effect on memory: Cognitive consequences of having information at our finger-tips. Science. Vol. 333. N6073. 2011. Pp. 776-778. 22. Simon H. 1991. Models of My Life.1991, MIT Press: Cambridge. 23. March J. G., Sutton R. Organizational performance as a dependent variable. Organization Science, 1997, 8 (6): 698-710. 24. Гурова Л.Л. Принятие решений как проблема психологии познания// Вопросы психологии. 1984. № 1. С.125-132. 25. Smirnov A., Shilov N., Ponomarev A., Kashevnik A., Parfenov V. Group Context-driven Collaborative Filtering Recommending Systems // Scientific and Technical Information Processing, Allerton Press. 2014.Vol. 41. № 5, pp. 1-10. 26. Исаева А.Н., Малахова С.А. «Клиповое мышление»: психологические дефициты и альтернативы (пространственный фокус) // Мир психологии. 2015. 4(84). C.177-191 27. Войскунский А.Е. Направления исследований опосре-дованной Интернетом деятельности// Вестник московского университета. Серия 14. Психология.2017. №1. С. 51 -66. 28. Поспелов Д. А. Новые информационные технологии — это те ключи, которые откроют нам путь в новое общество // Новости искусственного интеллекта. 1994. № 2. С. 57-76 29. Lovett A., Forbus K. Modeling visual problem solving as analogical reasoning// Psychological Review, Jan.2017, Vol.124(1), рр. 60-90. 30. Van Schie E., Wiegman O. Children and Videogames: Leisure Activities, Aggression, Social Integration, and School Performance. Journal of Applied Social Psychology, 1997, vol. 27, no. 13, pp. 1175—1994. Doi:10.1111/j.1559-1816.1997. tb01800.x 31. Асмолов А.Г. Три грани интериоризации // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология (Тезисы Всесоюзной конференции). — Москва, июнь 1981. С.9-13 32. Demidov S. Tracking user behavior patterns in your app [Electronic resource] // BEKITZUR : [Official site]. 2017. URL: https://bekitzur.com/blog/tracking-user-behavior-patterns-in-app/ (дата обращения: 02.09.2019) 33. MyLifeBits [Electronic resource] / Microsoft, 2001. – URL: https://www.microsoft.com/en-us/research/project/mylifebits/ (дата обращения: 27.07.2020). 34. Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете / Под ред. Г.В. Солдатовой; Фонд Развития Интернет. — М., 2011. 176 с. 35. Parkes, A., Sweeting, H., Wight, D., Henderson, M. Do television and electronic games predict children’s psycho-social adjustment? Longitudinal research using the UK Millennium Cohort Study. Archives of Disease in Child-hood, 2013, 98, 341–348. Doi:10.1136/archdischild-2011-301508 36. Przybylski A.K., Weinstein N. Large-Scale Test of the Goldilocks Hypothesis: Quantifying the Relations Be-tween Digital-Screen Use and the Mental Well-Being of Adolescents Psychological Science . January 13, 2017 https://doi.org/10.1177/0956797616678438 37. Wallace P. The psychology of the Internet. New York: Cambridge University Press.1999. 288 p. 38. Носов Н.А. Виртуальная психология. –М, Аграф, 2000, 420 с. 39. Giles D. Media Psychology. - London: Lawrence Erlbaum Associates Publ., 2003. 337 p. 40. Жижина М. В. Медиапсихология: исторический экскурс в становление научной дисциплины// Психология. Исто-рико-критические обзоры и современные исследования. Psychology. Historical-critical Reviews and Current Re-searches. 2016. №4. C.10-19. 41. Gordo-López, A. J. & Паркер, И. Cyberpsychology. Нью – Йорк: Routledge. 1999 244 p. 42. Whittle D.B. Cyberspace: The human dimension. New York: W.H.Freeman, 1997, 456 c 43. Hooft Graafland J.H. New technologies and 21st century children: Recent trends and outcomes. OECD Education Working Papers, 179. Paris: OECD Publishing, 2018. 44. Печерская Э. П., Меркулова Д. Ю. Дошкольники в сети Интернет// Теория и практика общественного развития. 2013. №10. http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/10/sоciоlоgiyа/pecherskaya-merkulova.pdf 45. Blok M., Van Ingen E., de Boer A.Y., Slotman M. The use information communication technologies by older people with cognitive imparments: from barriers to benefits. Computers in Human Behavior/ Vol 104, March 2020 46. Jaeggi S.M., Buschkuehl M., Shah P., Jonides J. The role of individual differences in cognitive training and transfer/ Psychonomic Society, Inc. 2013 https://scottbarrykaufman.com/wp-content/ up-loads/2013/10/Jaeggi-et-al.-2013.pdf
|